Обучение на русском языке

     Гильчинский  филиал

                         МОУ  "Раздольненская СОШ имени   Г. П.   Котенко"           

                  

 

Обучение на русском языке

 

В Гильчинском филиале  образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации

 – РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

В учебный план Гильчинского филиала МБОУ "Раздольненская СОШ имени Г. П. Котенко" входят следующие предметные области и учебные предметы:

 - Русский язык и литература – (русский язык и литература);

 - Родной язык и родная литература – (русский язык и литература);

Заявление на обучение на родном языке (русском)

 

Выбор изучаемого языка по предмету «Родной язык» и языков обучения по предметам «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

Овладение средствами родной речи является базовым коммуникативным навыком, формирование которого является одной из стратегических задач российской образовательной системы. В школе предмет «Родной язык» представлен на всех этапах обучения, а перед ответственными педагогами ставятся следующие предметные задачи: овладение первичными представлениями об орфоэпических, лексических, грамматических языковых нормах, культуре общения; становление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, являющейся основным показателем общей культуры и олицетворением гражданской позиции; формирование у обучающихся базовых представлений о языке как основе национального самосознания, о многообразии и единстве языкового пространства России; привитие умения ориентироваться в целях и условиях общения, выбирать языковые средства с учетом коммуникативной ситуации; овладение широким спектром учебных действий с языковыми единицами, необходимыми для использования множественных практических и познавательных задач. Предмет «Родной язык» в школе: концептуальные особенности и правовые нормы В условиях многонационального и культурного многообразия, являющихся одной из ключевых особенностей российской государственности, вопрос изучения родного языка в школе как базового предмета приобретает особую актуальность. Процессы стремительной глобализации, включающие размывание границ между государствами и этносами, ведут к тому, что речевые средства становятся едва ли не главными показателями национальной идентичности. Ныне языковой вопрос стоит как никогда остро, и во многом этот процесс обусловлен отсутствием однозначной методологии. По вопросу о сущности понятия «родной язык», определяющего содержание школьного образовательного минимума, до сих пор ведутся дискуссии. Одни исследователи считают, что родным языком можно назвать лишь тот, на котором ведется общение с детства, другие приравнивают его к материнскому, третьи ставят знак равенства между родным языком и языком своей национальности. Неоднозначность восприятия родного языка определяет разницу в восприятии обязательных учебных программ, поэтому считаем необходимым внести ясность в трактовку перед более обширным рассмотрением темы. Как известно, коммуникативные навыки являются приобретенными, а не врожденными, хотя актуальные исследования и подтверждают наличие у новорожденных предпосылки к более активному восприятию языка матери. Речевые способности формируются в ходе взросления ребенка, поэтому в полной мере зависят от условий среды, выбранный язык общения в которой и становится родным. Исключением становятся случаи, когда в связи с обстоятельствами в связи с изменением среды первичная языковая компетентность не находит дальнейшего продолжения, или малыш воспитывается в семье, где мать и отец говорят на разных языках, формируя билингвальную коммуникативную среду.

Основываясь на особенностях возрастного развития, можно утверждать, что родным следует считать язык первого общения, определяющий выбор базового предмета в школе. В России право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества является конституционной нормой (ст. 26 Конституции РФ), реализуемой на добровольной основе, поэтому одной из обязанностей школ в нашей стране остается включение в учебные планы: на уровне начального общего образования — предметных областей «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»; на уровнях основного и среднего общего образования — предметных областей «Родной язык», «Родная литература». В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 закреплено право родителей на свободный выбор родного языка для изучения ребенка (ч. 6 ст. 14, п. 1 ч. 3 ст. 44), не предусматривающее отказ от необходимости овладения обязательным предметным минимумом. Это может быть как русский, так и язык из числа народов России, если изучение последнего не организуется в ущерб овладению государственному (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). В 2018 году регулятор уточнил принципы обеспечения конституционных прав касательно изучения родного языка, что было спровоцировано общественным резонансом касательно повышения уровня учебной нагрузки школьников в республиках, в частности, в Татарстане. В связи с этим во многих школах прошли проверки для выявления, каким образом реализуются принципы преподавания родного языка и литературы, что позволило выявить ряд методических недочетов и еще раз вернуться к данной проблеме. В последние годы организация обучения родному языку в школе в общероссийских масштабах приобрела характерные особенности, обусловившие необходимость введения законодательных изменений. С одной стороны, представители республик все чаще отказываются от изучения языков национальных меньшинств в пользу русского, поскольку твердые знания по базовому предмету гарантируют возможность уверенного поступления в вузы и широте профессиональной ориентации. Данная тенденция становится стихийной на фоне глобализации, когда дети стремятся со школьной скамьи развить билингвизм, изучая наравне с русским языком английский, немецкий, французский, китайский. С другой стороны, активизация внутренней миграции населения привела к тому, что большинство русских, проживающих на территории республик, сталкиваются с необходимостью изучения языка нацменьшинств в ущерб общегосударственному. И хотя большинство республик не пользуется правом установления титульного языка в качестве обязательного для изучения, последние законодательные инициативы, направленные на урегулирование языкового вопроса в школьной образовательной практике, вызывают широкий резонанс в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Якутии, Бурятии, Дагестане, Северной Осетии, Татарстане и Башкортостане.

 

Дата последнего обновления страницы 03.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения